Научная публикация в журнале The Lancet о российской вакцине от COVID-19 Спутник V стала поводом для заочной дискуссии между разработчиками и группой ученых из США, Японии, Италии, Швейцарии и других стран. В частности они усомнились в корректности представленных на графиках данных и выдвинули ряд вопросов к НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи, чтобы убедиться в достоверности результатов клинических исследований. В центре не отказались от диалога и представили свои ответы на страницах того же научного журнала, однако исходными данными КИ пока так и не поделились.
Коллектив авторов НИЦЭМ возглавляет заместитель директора по научной работе Денис Логунов, международную группу ученых – профессор биологии американского Университета Темпл Энрико Буччи.
Группа Буччи: Согласно опубликованным протоколам двух клинических испытаний (NCT04437875 и NCT04436471), оба они завершились 3 августа 2020 года. В публикации говорится, что 76 участников были зарегистрированы с 18 июня по 3 августа 2020 года, однако, по правилам, регистрация должна была быть завершена задолго до 3 августа, чтобы иметь данные об антителах всех участников в течение последних 42 дней.
НИЦЭМ: Все участники II фазы КИ были вакцинированы за 42 дня до 3 августа. Эта фаза началась почти параллельно с прохождением I фазы. Таким образом, в течение следующего времени (почти месяц) были собраны образцы крови, всех участников, данные проанализированы и учтены для опубликованной позднее научной статьи.
Группа Буччи: В протоколе говорится, что «на протяжении всего стационарного наблюдения (две недели – Vademecum) и последующего периода (180 дней) в течение всего исследования будет собираться информация о безопасности» вакцины. То есть исследование не было завершено на момент публикации в The Lancet, и данные о безопасности были подтверждены лишь частично.
НИЦЭМ: Действительно, ни одно клиническое исследование не было завершено на момент публикации статьи. Еще один визит пациентов на осмотр (через 180 дней после вакцинации) предполагается протоколами, о которых говорится в статье. Последующие данные будут также опубликованы.
Группа Буччи: Обнаружив несколько очень похожих друг на друга диаграмм в статье, мы предположили, что числовые значения по каждому участнику КИ отсутствуют. Эти подробности необходимы, так как позволяют понять, каковы результаты КИ в разных группах участников.
НИЦЭМ: На каждом графике, описывающем иммуногенность вакцины, данные сразу представлены в показателях индивидуальных значений. Числовые значения для исследуемых лиц (отдельные точки на графиках) могут быть легко определены как соответствующие значениям, указанным на оси Y (нейтрализующие антитела и изолированный рецептор-связывающий домен RBD S-белка). Мы считаем, что такая визуализация экспериментальных данных более информативна, чем столбчатые или прямоугольные графики, характерные для научных статей
У иностранных коллег сложилось впечатление, что некоторые цифры содержат повторяющиеся закономерности в данных, но это не так. Согласно таблице, с 21-го по 28-й день значения титров антител у участников, вакцинированных только Гам-Ковид-Вак, не изменились – это связано с особенностями формирования гуморального иммунного ответа и методом его выявления. При этом, сравнивая титры IgG через 21 день после инъекции жидкой формы и лиофилизированной формы вакцины видим, что средние геометрические титры, а также индивидуальные значения различны. Более того, учитывая дискретность данных (титр нейтрализующих антител может принимать точные значения: 5, 10, 20, 40 и т. д. с двукратным шагом), неудивительно, что участники из разных групп имеют одинаковые титры.
Группа Буччи: Не совсем ясно, как определялись и соотносились показания по иммунному ответу: сколько из 4 187 жителей Москвы, выздоровевших от COVID-19, были включены в анализ и как они соотносятся с экспериментальными когортами по различным показателям, например, по времени формирования иммунного ответа.
НИЦЭМ: Реконвалесцентная плазма была получена от людей, у которых был лабораторно подтвержденный диагноз COVID-19. Доноры плазмы выздоравливали (были на карантине) в течение как минимум двух недель и по окончании этого периода имели дважды отрицательный результат ПЦР-теста. Среднее время от выздоровления до сбора реконвалесцентной плазмы составляло около месяца. Реконвалесцентную плазму собирали у людей с легкой (лихорадка ≤39°C без пневмонии) и умеренной (лихорадка >39°C с пневмонией) тяжестью заболевания.